Вторник, 16 сентября, 2025
ДомойАналитикаСамый громкий процесс

Самый громкий процесс

День 5 августа 2025 года непременно занесут в анналы истории Республики Молдовы. Отголоски события этого дня ещё долгое время не будут давать покоя не только молдавскому населению, но и возможно жителям всего региона Юго-Восточной. И дело даже не в том, что 5 августа 2025 года молдавское общество ещё более очевидно разделилось на два противоборствующих лагеря – европейцев и москвофилов, и даже не в том, что в этот день впервые за время существования независимой Молдовы за решёткой оказалась глава самой проблемной и мятежной молдавской территории – Гагаузской автономии.

Главная проблема 5 августа 2025 года состоит в том, что в этот день в стране была поставлена под сомнение независимость молдавской судебной власти. То есть произошло сотрясение тех основ, того фундамента, на котором построена вся современная демократическая система во всём мире. Вкратце напомним, что 5 августа 2025 года суд столичного сектора Buiucani вынес приговор по так называемому делу «О незаконном финансировании бывшей партии «Шор».

В результате глава (башкан) Гагаузии Евгения Гуцул была приговорена к семи годам тюрьмы за то, что, работая секретарем в партии «Шор», с 2019 по 2022 гг. систематически ввозила в Молдову деньги из Российской Федерации. Всего, по данным Антикоррупционной прокуратуры, Е. Гуцул завезла в нашу «демократическую» страну из «вражеского» государства более 42,5 миллиона леев, которые руководитель гагаузской администрации теперь по решению суда должна вернуть в молдавскую казну. Кроме Евгении Гуцул суд приговорил к шести годам лишения свободы Светлану Попан – ещё одного секретаря партии «Шор», за то, что с сентября по ноябрь 2022 года она сознательно приняла 9,74 миллионов леев от «организованной преступной группы» для финансирования партии. Эту сумму С. Попан также должна вернуть молдавскому государству.

«Это решение не имеет ничего общего с правосудием. Это политическая расправа, запланированная и исполненная по указке сверху. Сегодня за решеткой я, а завтра может оказаться каждый, кто посмеет критиковать власть. Это не приговор мне – это приговор всей демократической системе Молдовы. Это попытка запугать жителей Гагаузии, которые имеют смелость голосовать не так, как хочет партия власти», – таково было первое после приговора обращение башкана Гагаузской автономии, переданное через адвокатов. Но, всё же, давайте отбросим первые эмоции, связанные с осуждением молодой женщины и матери двух детей, и постараемся объективно разобраться в ситуации. Попытаемся понять, насколько справедливым или, наоборот, несоразмерным совершённому деянию, оказалось это решение молдавского суда.

Урок для всех.

Хотя руководство правящей в Молдове партии PAS отказалось официально комментировать приговор, вынесенный конкурентке, отдельные представители властного политформирования всё же высказали своё мнение. В частности, кишинёвская муниципальная советница Aneta Dabija сказала, что приговор Евгении Гуцул станет уроком для других: «Может это хоть немного остудит наглость тех, кто нарушал закон и причинил этой стране слишком много вреда».

О некоем уроке, которым станет тюрьма для матери трёхлетнего ребёнка, говорит и председатель Национальной партии Молдовы (PNP) Dragoș Galbur: «Это урок для всех, кто принимает деньги от преступной группировки, возглавляемой Иланом Шором, и служит в Молдове интересам Российской Федерации. Гуцул сознательно влезла во всю эту грязь. Рисковать спокойным и счастливым детством своего ребёнка ради нескольких сотен тысяч рублей в месяц – это ужасно».

Более жёсткую позицию в отношении семилетнего приговора для гагаузского башкана занимает руководство Блока Împreună («Вместе»), в котором из некогда четырёх партий, сейчас осталось лишь две – «Партия перемен» и Зелёная экологическая партия. «Любое преступление против демократии, любой акт избирательной коррупции и незаконного финансирования политических партий – особенно со стороны организованной преступности – нужно наказывать строго в соответствии с уголовным законом», – говорится в заявлении Блока.

О том, что Евгения Гуцул случайно оказалась в центре политического внимания и что она, купившись на щедрые обещания, забыла про правило о бесплатном сыре в мышеловке рассуждает бывший председатель Конституционного суда Молдовы Alexandru Tănase.

«Она поверила, что это ее шанс, что судьба ей улыбается. Её уверяли, что победа на выборах в Гагаузии гарантирована. Ей казалось, что это будет лёгкая роль, с красивой картинкой и аплодисментами. Гуцул начала активно продвигать пророссийскую повестку. Её с радостью приглашали на российские телеканалы, где называли смелой и красивой. Она фотографировалась рядом с Путиным даже тогда, когда шла война в Украине. Ей казалось, что она участвует в большой политике. Но на деле она была пешкой в чужой игре – расходным материалом, который легко заменить. Теперь пришла расплата. Молдова подает сигнал: предательство не останется без ответа, а верность стране важнее любых схем и кураторов извне», – подчеркнул юрист.

Как известно, абсолютное большинство политиков из Гагаузии выступили в защиту своей руководительницы. Однако были и исключения. «Мне стыдно за то, что происходит в регионе. Мы должны действовать по закону. Есть доказательства, и, согласно закону, Евгения Гуцул должен ответить», – заявил бывший депутат Парламента РМ и экс-мэр города Comrat 78-летний Константин Таушанжи (Konstantin Taushanji).

На то, что Е.Гуцул не выполнила свои предвыборные обещания, в частности создать в Гагаузской автономии 7 тысяч новых рабочих мест или построить современный аэропорт, обращает внимание депутат Народного собрания Гагаузии Александр Тарнавский: «В целом, в Гагаузской автономии не реализуется никаких проектов на региональном уровне. Институциональные связи между Гагаузией и Кишинёвом прерваны. Цифры показывают, что за последние два года инвестиции не только не увеличились, но и сократились на 20%. Аэропорт не построен, и нет даже эскиза того, как он будет выглядеть. Что касается новых рабочих мест, то за два года их число сократилось на 400 человек».

Международная реакция.

«Это внутреннее дело Молдовы», – примерно так выглядит большинство иностранных комментариев об осуждении Евгении Гуцул. «Этот вопрос относится к внутренней молдавской судебной системе», – заявил заместитель пресс-секретаря Генерального секретаря ООН Фархан Хак (Farhan Haq).

Тем не менее, есть одна страна, которую не могут не волновать внутренние процессы, связанные с Молдовой, и тем более с Гагаузской автономией. Эта страна – Турецкая республика, с которой тесно связано гагаузское население – родственное по происхождению и языку с турками. Недаром в течение долгих лет Гагаузию называли мостом между Анкарой и Кишинёвом.

«Турция в этом вопросе заняла такую же позицию, как и ООН. Это внутренне дело Молдовы, и Турция не может вмешиваться в судебные решения», – подчеркнул Гагаузский депутат Александр Тарнавский.

Однако некоторые турецкие политические и общественные деятели резко осудили решение кишинёвского суда. А профессор университета Анкары Салих Йылмаз (Salih Yilmaz) даже призвал турецкие власти переправить Евгению Гуцул в Турцию. «Меня удивляет безразличие турецких властей к судьбе гагаузских турок, говорящих на чистом турецком языке. Я призываю все вовлечённые стороны к активным действиям», – прокомментировал осуждение главы Гагаузской автономии бывший министр иностранных дел Турции Шюкрю Сина Гюрель (Şükrü Sina Gürel).

Правда румынский политический эксперт Mihai Isac назвал турецкого экс-министра радикалом и националистом, а его партию «Победа» («Zafer») не имеющей в Турции никакого серьёзного влияния. «Гюрель, выразивший поддержку Гуцул, сделал это для самопиара и продвижения политики пантюркизма», – сказал M.Isac.

Но вот, что говорил на встрече с депутатами правящей в Турции «Партии справедливости и развития» действующий руководитель турецкого МИДа Хакан Фидан (Hakan Fidan), упомянувший в своей речи не только Евгению Гуцул, но и лидера французской партии «Национальное объединение» Марин Ле Пен (Marine Le Pen), приговорённую весной 2025 года к 4 годам тюрьмы и победителя первого тура румынских президентских выборов Călin Georgescu, чью победу в Румынии признали недействительной: «Во Франции женщину-лидера партии посадили в тюрьму за коррупцию. Лидеры европейских стран это критиковали? Нет. В Румынии кандидата, победившего на выборах, осудили и наложили политический запрет еще до второго тура. В Молдове посадили в тюрьму избранного главу региона. В Европе это осудили? Нет. Когда я привожу эти три примера, они обычно молчат. Я подчеркиваю, что это – двойные стандарты».

Намного определённее по «Делу Гуцул» высказались российские официальные лица. И это вполне логично, учитывая ориентацию населения региона, который возглавляла осуждённый башкан. Достаточно напомнить, что на прошедшем 20 октября 2024 года Конституционном еврореферендуме 95% жителей Гагаузии проголосовали против вступления Молдовы в Европейский Союз.

«Приговор Евгении Гуцул – это образец политически мотивированного решения и попытка оказания неприкрытого и незаконного давления на политических оппонентов в ходе предвыборной кампании», – заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

Дубинка против инакомыслящих.

Вынесение приговора Евгении Гуцул не могло не вызвать волну протестов, которые начались ещё в ходе судебного заседания у столичного суда сектора Buiucani, а продолжились у кишинёвской тюрьмы № 13, куда поместили приговорённого башкана.

Но самая большая волна негодования была зафиксирована в Гагаузской автономии. «Башкану вынесли приговор – семь лет тюрьмы. Никто в это не верил, говорили, что дадут условный срок, чтобы сделать новые выборы. Так вот, запомните, это сделано для того, чтобы четко разделить наше общество», – говорил на митинге городе Comrat активист блока «Победа» Иван Стамов.

В свою очередь, срочно созванное 6 августа внеочередное заседание Народного Собрания Гагаузии (НСГ) приняло резолюцию, не признающую решение кишинёвского суда. «То, что было сделано вчера – это точка невозврата в отношении между Кишиневом и Комратом. Это из ряда вон выходящая ситуация. Вчера не только атаковали Евгению Гуцул, как башкана, а всю нашу Автономию», – заявил депутат НСГ Иван Димитрогло.
Не было недостатка и в заявлениях левых и левоцентристских молдавских политиков – оппонентов действующей власти. Бывший гагаузский башкан и лидер партии «Сердце Молдовы» Irina Vlah обратила внимание на то, что приговор Евгении Гуцул «политически мотивирован», а весь судебный процесс назвала «фарсом»: «Дело Гуцул в очередной раз показало истинное отношение власти к правосудию, которое превратилось в дубинку против инакомыслящих в руках PAS».

Глава молдавских социалистов Igor Dodon убеждён, что при нынешнем режиме Молдова превратилась в автократическое государство, которым управляют лишённые сочувствия люди: «Всё, чего добилась «реформированная юстиция» Майи Санду, – это приговорить к семи годам тюрьмы женщину, мать маленького ребёнка и избранного народом лидера местной администрации».

Бывший генеральный прокурор, один из лидеров блока «Альтернатива» и главный конкурент Sandu на последних президентских выборах Alexandru Stoianoglo считает приговор Евгении Гуцул незаконным и унижающим человеческое достоинство актом: «В Молдове под управлением PAS особо опасные киллеры выходят на свободу после заказных убийств, наркоторговцы – помилованы, а матерей с малолетними детьми отправляют за решетку на долгие годы и берут под стражу прямо в зале суда за так называемую «электоральную коррупцию»».

Депутат Парламента РМ от Партии коммунистов Diana Caraman заявила, что приговор Е. Гуцул является символом полной несостоятельности судебной системы страны: «Осуждение Евгении Гуцул – это не про закон. Это про страх власти и полный крах судебной системы. 7 лет тюрьмы за политическую неудобность. За то, что не была «своей» для режима. Суд – просто инструмент расправы. В Молдове больше нет независимой юстиции. Есть только команда сверху и приговор по заказу. Если сегодня посадили Евгению Гуцул – завтра посадят любого, кто скажет вслух, что страна захвачена. Это уже не предупреждение. Это прямая угроза демократическому строю Республики Молдова».

А что же партийный руководитель и идейно-финансовый вдохновитель осуждённого гагаузского башкана? Беглый олигарх Илан Шор, сам заочно приговорённый в Молдове к 15 годам лишения свободы, о приговоре Евгении Гуцул высказался кратко: «Реакция последует. Нам больше не о чем говорить».

Однако одними протестами, дистанционно из Москвы организованными политиком, как известно, человека из тюрьмы не вытащить. Поэтому вдобавок к уже имеющимся у Е. Гуцул молдавским адвокатам были наняты и два иностранных, которые будут защищать главу Гагаузской автономии на следующем этапе процесса – в Апелляционной палате. Это – испанец Гонсало Бойе (Gonzalo Boye) и француз Вильям Жюлье ( William Julien).

«Два международных адвоката возьмутся за защиту башкана Гагаузии Евгении Гуцул. Они заявили, что, изучив материалы дела, пришли к выводу, что есть нарушения права на защиту, политическое давление на всю оппозицию, и что это дело политически мотивировано. Они обязуются довести до всех международных инстанций нашу позицию и попытаться в законном порядке отменить незаконный приговор, вынесенный нашим коллегам», – заявил депутат Парламента РМ от бывшей партии «Шор» Vadim Fotescu.

В частности, В. Жюлье отметил, что его команда из парижской адвокатской конторы «WJ Avocats» представит все аспекты для защиты прав Евгении Гуцул в европейских и международных юрисдикциях и организациях, включая ООН.

 

«Госпожу Гуцул граждане региона избрали демократическим путем. Её позиция с самого начала противоречила политике правительства Молдовы, поэтому она подвергалась политическим нападкам с самого начала своего мандата. Нынешнее уголовное дело – это очередные нападки, политически мотивированные, попытка заставить её замолчать и устранить с политической сцены», – говорит адвокат из Франции.

Но стоит ли вообще удивляться тем судебным решениям, которые сейчас выносятся в Молдове? В тоталитарных государствах, а Молдова при нынешней власти превратилась именно в диктаторскую страну, иного и не может быть. Ещё сто лет назад схему действия судебной системы при тоталитаризме в философском романе «Процесс» («Der Process») описал австрийский писатель Франц Кафка (Franz Kafka). «Нет сомнения, что за всем судопроизводством, за этим арестом и разбирательством, стоит огромная организация. Организация эта имеет в своём распоряжении не только продажных стражей, бестолковых инспекторов и следователей, но в неё также входят и судьи высокого ранга с бесчисленным штатом служителей – писцов, жандармов и даже палачей. В чём смысл этой огромной организации? В том, чтобы арестовывать невинных людей и затевать против них бессмысленные процессы», – говорит главный герой, приговорённый, в итоге, к смертной казни. Кстати, спектакль «Процесс» по одноименному произведению Ф.Кафки есть и в репертуаре кишинёвского театра имени Чехова. Но, увы, искусство и реалии жизни, как известно, находятся по разные стороны баррикад.

Популярные статьи

Популярные статьи