Результат не устроил, переиграем
24 ноября 2024 года в Румынии состоялся первый тур президентских выборов. Победу одержал независимый кандидат Кэлин Джорджеску, набравший 22,94% голосов. Второе место заняла лидер правоцентристского «Союза за спасение Румынии» Елена Ласкони с результатом 19,18%. Джорджеску, который критиковал сближение Румынии с НАТО и оказание военной помощи Украине, стал неожиданным лидером, что вызвало шок у политической элиты.
Аналогичная ситуация произошла в Молдове, где на президентских выборах 2024 года в первом туре лидировал бывший генеральный прокурор Александр Стояногло с результатом 51,19%. Он также, как и его румынский коллега, выступал против евроинтеграции (оказался голосовать на референдуме, который проходил в день президентских выборов) и критиковал действующую власть. В обоих случаях проевропейские кандидаты, на которых делали ставку правящие партии, не смогли одержать победу легитимным путём.
6 декабря 2024 года Конституционный суд Румынии принял беспрецедентное решение — аннулировать результаты первого тура выборов и постановил провести голосование заново. Это решение вызвало волну критики как внутри страны, так и за ее пределами. Кэлин Джорджеску назвал это решение «формализованным государственным переворотом», подчеркнув, что суд вышел за рамки своих полномочий.
В Молдове также наблюдались попытки пересмотреть результаты выборов, причём неоднократно. В 2020 году, после победы Майи Санду на президентских выборах, оппозиция обвиняла власти в фальсификациях и требовала пересмотра результатов, но это не случилось. А в 2024 году это удалось – Майе Санду удалось «обойти» своего оппонента во втором туре выборов, которые прошли в ноябре прошлого года.
Предварительно власти Молдовы заявили о массовой фальсификации на выборах 2024 года, что, по мнению ряда экспертов, готовило почву для возможной отмены итогов через КС. Несмотря на критику и несогласие двух судей, Конституционный суд утвердил результаты референдума о евроинтеграции, хотя минимальный разрыв голосов поставил под сомнение легитимность процесса. Оппозиция заявляет об «уголовном преступлении беспрецедентного масштаба», а эксперты отмечают превращение КС в инструмент политического давления.
«Подтвердив результаты референдума, Конституционный суд открыл ящик Пандоры. Конституция стала чрезвычайно уязвимой для возможного популиста-авантюриста, который может использовать ее для изменения системы правления, чтобы облегчить путь к установлению тоталитарного режима», – в частности, отметил бывший заместитель министра юстиции Молдовы Николай Ешану.
Единый кандидат от оппозиции
И в Румынии, и в Молдове против оппозиционных кандидатов выдвигалась масса обвинений.
Как только молдавская оппозиция во главе с экс-президентом Игорем Додоном высказалась в поддержку Стояногло, суд возобновил дело о причастности бывшего прокурора к незаконному освобождению из-под заключения Вячеслава Платона и коррупционным схемам. И даже несмотря на то, что в октябре, ещё до второго тура, Европейский суд по правам человека признал, что Александр Стояногло был отстранен от должности Генерального прокурора с нарушениями, оппозиционеру не удалось дважды переиграть Майю Санду.
Кэлина Джорджеску сначала обвинили в использовании проплаченной агитации в TikTok – причём к расследованию подключилась даже Еврокомиссия, которая открыла дело уже не против Джорджеску, а против самой социальной сети.
9 марта Центральное избирательное бюро Румынии сняло кандидатуру Кэлина Джорджеску с президентских выборов, официальная причина – не выполнил условия для участия в выборах. Причём ранее Конституционный суд Румынии допустил Джорджеску к участию в выборах.
Соцопрос, опубликованный Bloomberg, показал, что в случае участия в выборах Кэлин Джорджеску набрал бы от 40% до 45% голосов в первом туре и мог бы, действительно, стать президентом. Перед выборами в Молдове институт маркетинга и социологических опросов по заказу молдавской медиакомпании Public Media провёл соцопрос, по результатам которого за Майю Санду готовы были проголосовать всего 30% молдаван. Совпадение? Не думаем.
В Румынии, как и в Молдове, наблюдались попытки объединения оппозиционных сил вокруг единого кандидата.
«Мы ищем общего кандидата, которого поддержат несколько партий, имеющих реальные шансы попасть в следующий парламент, партий с рейтингами», – заявлял в преддверии президентских выборов в Молдове лидер партии социалистов Игорь Додон.
В Румынии проевропейские партии, включая Социал-демократическую партию (PSD), Национальную либеральную партию (PNL) и Союз спасения Румынии (USR), также объявили о приверженности общей программе управления и поддержке единого кандидата на президентских выборах. Однако эти диалоги закончились ничем, так как главные противники действующей власти не смогли договориться.
Политический кризис и протесты
8 ноября 2024 года в центре Кишинева оппозиция провела акцию протеста возле здания Центральной избирательной комиссии Молдовы.
В демонстрации участвовали депутаты оппозиционной Партии социалистов Республики Молдова (ПСРМ). Протестующие перекрыли автомобильное движение на улице Василе Александри и скандировали лозунги: «Молдова решает», «Санду – президент диаспоры», требуя передачи ЦИК под контроль оппозиции. По словам митингующих, социалисты представили в Конституционный суд Молдовы доказательства фальсификации не только выборов президента, но и референдума о вступлении Молдовы в Европейский Союз.
28 ноября 2024 года Игорь Додон заявил о проведении массового протеста в Кишиневе перед зданием Конституционного суда.
Румынская перестановка сил также вызвала массовый негативный отклик у граждан. 1 марта 2025 года тысячи манифестантов вышли на улицы Бухареста, требуя допустить Кэлина Джорджеску к выборам. Протестующие держали антиправительственные плакаты и требовали отставки премьер-министра Марчела Чолаку. «То, что произошло в нашей стране, высветило всю имеющуюся в Румынии коррупцию, всю эту запутанную паутину, эту инфраструктуру, которая создавалась десятилетиями. Соросистская сеть, по сути, разрушила не только Румынию, но и многие другие страны», – заявил сам Джорджеску, комментируя мероприятие.
9 марта после объявления о снятии кандидатуры оппозиционера с выборов его сторонники устроили митинг у здания ЦИК в Бухаресте, повторяя: «Мы голосовали, вы украли», «Сегодня в Бухаресте, завтра по всей стране».
На решение румынского избиркома уже успел отреагировать Илон Маск, который ранее уже высказывался об отмене результатов румынских выборов. Он написал в своей соцсети Х по поводу снятия Джорджеску короткое: «Это безумие!».
Критиковал отмену выборов и сын Дональда Трампа, который назвал это событие «еще одной попыткой Сороса или марксистов подтасовать результаты и отрицать волю народа».
Когда в этом деле будет точка?
«Я уверен, что на Румынию оказывалось давление, это почти как подражание так называемой демократии на Украине, где оппозиционные партии запрещены, СМИ подвергаются цензуре. Это не демократия», – заявил американской политолог, подполковник в отставке Эрл Расмуссен.
Газета Financial Times также отмечает, что «решение против кандидата вынесено, несмотря на призыв США уважать желания избирателей».
Схемы пересмотра результатов выборов в Румынии и Молдове демонстрируют схожие черты: ставка на проевропейского кандидата, которая не оправдалась, попытки объединения оппозиции вокруг единого кандидата, которые закончились ничем, активное вмешательство судебных органов в ход избирательных кампаний и давление на оппозиционных лидеров. В обоих случаях наблюдалось влияние внешних геополитических сил, что подчеркивает сложность политических процессов в регионе.
И это неслучайно: власти нашей страны неоднократно заявляли о желании подражать во всём «старшей сестре», которой они считают Румынию, а председатель парламента Игорь Гросу на встрече с министром иностранных дел Румынии Эмилем Хурезяну и вовсе попросил «поддержать Республику Молдова и в 2025 году, потому что это год, который может открыть более предсказуемый путь для нашей европейской повестки», намекая на грядущие парламентские выборы.
В обеих странах на фоне кризиса доверия к институтам власти наблюдаются массовые протесты, а проевропейские элиты используют схожие механизмы для удержания позиций. Эти события подчеркивают нарастающий разрыв между официальным политическим курсом и реальными настроениями общества, что лишь усиливает внутреннюю нестабильность в регионе. Так, 12 марта партия «Сердце Молдовы» провела у здания администрации президента акцию протеста, в очередной раз призывая Майю Санду к отставке.