Кто эти румыны в верхушке Молдовы?
«Румыния – это плечо, на которое мы опираемся, когда нам трудно. Но и плечо, с которым мы идем в минуты радости. И нам нужно сильное плечо!» – говорила она в ноябре во время президентских выборов в Румынии, а также открыто поддерживая европейски настроенного кандидата Елену Ласкони.
О том, что «судьба Молдовы тесно связана с судьбой Румынии», глава нашего государства постоянно заявляет публично в СМИ, на международных мероприятиях и в социальных сетях.
Такое рвение можно понять – сама госпожа Санду имеет румынское гражданство, как и ряд других политиков, занимающих важные государственные посты. Так, румынами являются спикер парламента Игорь Гросу, три судьи и председатель Конституционного суда Домника Маноле, президент Нацбанка Молдовы (НБМ) Анка Драгу.
Последняя в конце января 2025 года на Гала-вечере в Румынии получила премию за вклад в европейскую интеграцию Молдовы. Несколькими днями позже гражданин Румынии Михня Константинеску, который получил гражданство Молдовы, был назначен парламентом на должность вице-председателя Национального банка и члена Исполнительного комитета.
В качестве советника ЕС в сфере финансовых услуг работает в НБМ румын Николае Григоре.
Список можно и продолжить – так, всего два года не руководит правительством экс-премьер Наталья Гаврилица, которая по результатам выборов 2024 года вошла в состав парламента Республики Молдова.
Румыния нас спасёт от энергетической зависимости от России?
В последние годы Молдова значительно усилила энергетическое сотрудничество с Румынией, что привело к заметному изменению в структуре её энергетических поставок. По данным компании Energocom, в первые девять месяцев 2024 года две трети общего импорта газа Молдовы поступило от крупных румынских производителей, таких как Petrom и Romgaz.
С начала 2025 года Румыния стала основным поставщиком электроэнергии для правого берега Днестра, обеспечивая около 60% его потребностей. Однако такая зависимость сопровождается значительным увеличением расходов. Цена электроэнергии из Румынии составляет 126,75 евро за МВт•ч, что почти вдвое превышает предыдущую стоимость в 66 долларов (64,07 евро) за МВт•ч, которую Молдова платила до 1 января 2025 года за электроэнергию, вырабатываемую на Молдавской ГРЭС в Приднестровье.
Премьер-министр Молдовы Дорин Речан отметил, что для правого берега Днестра экономически выгоднее приобретать электроэнергию в Румынии, чем поставлять газ на Молдавскую ГРЭС для последующего производства электроэнергии.
Министр энергетики Румынии Себастьян Бурдужа также выразил твёрдую позицию против возвращения Молдовы к использованию российского газа и электроэнергии. «Мы не хотим никакого российского газа. Румыния находится в благоприятной ситуации, не завися ни в какой форме от российского газа. Собственной добычи достаточно для покрытия наших потребностей, и на каждой встрече министров энергетики Европейского союза мы настоятельно призывали страны, зависящие от российского газа, прекратить его использование в контексте агрессии Российской Федерации против Украины», – заявил он.
При этом по данным Profit.ro. Румыния завершила 2024 год на третьем месте среди самых дорогих спотовых рынков электроэнергии в Европейском союзе, со средней дневной ценой 103,5 евро за МВт•ч, уступая только Ирландии и Италии.
Таким образом, тезис бывшего депутата парламента Молдовы Вячеслава Ионицэ о том, что «Румыния – наш спасательный круг в условиях энергетического кризиса» выглядит довольно спорным, но в текущем контексте не имеет альтернатив, учитывая политическую подоплёку ситуации.
На политический характер решения о переориентации поставок газа и электричества в Молдову намекнул бывший министр инфраструктуры и регионального развития Андрей Спыну, за что получил критику от своих экс-коллег по цеху.
«Я не знаю, сколько стоит свобода человека. Я не знаю, сколько стоит свобода, но уверен, что она стоит больше, чем все киловатт-часы электроэнергии, которые потребляет один человек или семья за всю жизнь. А сколько стоит свобода страны, свобода Молдовы?» – поинтересовался Спыну.
Объединимся или нет?
На днях стало известно, что Румыния построит четыре новых моста через Прут. Это не единственный инфраструктурный проект Бухареста, направленный на укрепление связей с соседями, хотя в самой Румынии тоже далеко не всё гладко.
Во-первых, инфляция. По данным статистической службы Европейского союза Eurostat от ноября прошлого года, Румыния остается страной с самым высоким темпом роста цен в ЕС уже девять месяц подряд с показателем в 5,4%.
Политическая нестабильность, связанная с переносом президентских выборов на лето 2025 года – второй важный для учёта момент.
Министр национальной обороны из Бухареста Анджел Тылвар, утверждает, что «Румыния внесла важный вклад с экономической точки зрения в бесперебойное течение и нормализацию жизни в Республике Молдова». Ему вторит политический обозреватель уже с молдавской стороны, Анатол Цэрану. По его словам, «растет доля молдавского общества, которое рассматривает Румынию как мост в Европейский союз, а союз с Румынией воспринимается как самый простой путь к быстрой интеграции».
Именно кратчайший путь к евроинтеграции и рассматривается руководством нашей страны на данном этапе как основной фактор в выборе геополитических партнёров. На этой позиции политическая верхушка готова игнорировать и порой объективную критику Москвы о том, что «нынешние молдавские власти даже не считают Молдову суверенным государством и просто пытаются ее пристроить»